Общие вопросы дистанционного обучения

Прошло более двадцати лет с того момента, когда в России громко заговорили вначале о дистанционном обучении (ДО), более десяти – о дистанционных образовательных технологиях (ДОТ), более четырех – об электронном обучении (ЭО). 

Реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сегодня регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных про-грамм»:

– под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

– под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Наряду с понятиями «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» с 90-х годов XX века существует понятие «дистанционное обучение» (ДО). У истоков ДО в России стояли видные ученые: А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.

По определению И.В. Роберт, под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебно-го материала).

На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО. При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).

Использование современных информационных технологий в учебном процессе, реализация образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ является одним из важнейших приоритетов образовательной политики, который находит свое отражение в ряде документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. ст. 16; 

  • Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 

  • Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»); 

  • Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ»); 

  • Приказ Минобрнауки России № 22 от 20 января 2014 г. «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»; 

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол № 36);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»; 

  • ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 г. № 419-ст) из информационного банка «Отраслевые технические нормы»; 

  • документы по дистанционному трудоустройству: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Трудовой кодекс (ТК РФ). Часть четвертая. Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников.)


Сегодня уже стало привычным упоминание об информационно-образовательной среде, электронном портфолио, электронных образовательных ресурсах. Эти понятия стали достаточно общим местом околопедагогического дискурса. Однако есть две пугающие тенденции. 

Первая связана с тем, что мечты о мгновенном и чудесном изменении системы образования посредством ее «электронизации» не сбылись, и обещанного повышения качества от того, что «информационная среда сама кого-то обучит», не произошло, даже в ряде случаев произошло противоположное – от искажения принципов дистанционной работы качество обучения резко упало. Это связано прежде всего с неполнотой информации не только об успехах, но и о сложностях на путях внедрения ИКТ в образование, о чем мало кто хотел говорить, транслируя на конференциях и в публикациях в основном свои победы. 

Вторая тенденция – заформализованность отношения к электронному обучению со стороны организаторов образования. Если от преподавателя в плановом порядке требуется лишь один вид электронных ресурсов, если орган управления образованием пытается подогнать все инициативы в области электронного обучения под один шаблон, то ничего, кроме сопротивления со стороны педагогической/научной/технической общественности, ждать не приходится. 

Причина этой электронной бюрократии лежит в неполноте сведений об электронном обучении, недостаточном уровне владения методическими и техническими инструментами проведения процесса электронного обучения со стороны преподавателей и неумении проконтролировать дистанционный учебный процесс со стороны администрации.

Однако развитию ДО сегодня способствует ряд изменений, происходящих в обществе в связи с ростом технических возможностей обмена информацией, а также развитие педагогического контента в сети Интернет, сферы методик и форм применения ДО, рост материально-технической базы образовательных организаций. Наблюдается увеличение спроса на ДО со стороны обучающихся, не имеющих возможности посещать школу, колледж, вуз очно (обучающиеся с ОВЗ, спортсмены, артисты, обучающиеся, выезжающие с родителями в командировки и т. д.). 

Также существует рост спроса на ДО со стороны педагогов, желающих преподавать дистанционно (находящиеся в декретном отпуске, имеющие маленьких детей, работающие в нескольких местах, лица с ОВЗ и т. д.). Инновации в области ДО свидетельствуют о возможности решить с помощью ДО ряд проблем, которые стоят перед родителями, педагогами, руководителями.

Дистанционный учебный процесс предусматривает со стороны преподавателя проведение систематических занятий с обучаемым, методически грамотное использование разработанного контента для дистанционного обучения, средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет, а также осуществление технической поддержки учебного процесса. Технические решения для ДО сегодня разнообразны и позволяют решить практически все организационные вопросы.

Положительной стороной качественного ДО для учащегося является, несомненно, индивидуальное обучение, гибкий график учебы, интерактивное взаимодействие с обучающей средой. Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично. 

Проведение дистанционного курса позволяет учителю создать себе гибкий график работы, выбрать удобную модель ДО, динамично обновлять курс, изучить ряд педагогических технологий ДО. Также учебный процесс при ДО позволит учащемуся и учителю наиболее полно использовать ресурсы и сервисы сети Интернет (электронные библиотеки, вебинары, тренажеры, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, научные сайты и др.), развить навыки самоорганизации и самоконтроля, сэкономить средства в части уменьшения материальных затрат на транспортные, бытовые расходы.

Однако при всем позитиве и выгоде ДО следует помнить о другой стороне медали – тех «подводных камнях», которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. 

Среди минусов ДО стоит отметить ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности. При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога).

Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. От длительной работы с электроприбором наступает быстрое переутомление из-за сухости воздуха и эффекта песка в глазах. Все эти проблемы решаются правильными гимнастиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами.


Последнее изменение: Wednesday, 9 January 2019, 19:20