Оплата труда преподавателей дистанционных курсов

Анализ и проектирование больших человеко-машинных систем, в числе которых находится система ДО, на современном этапе немыслимы без финансово-экономической оценки, поскольку современная теория экономики образования рассматривает образование как товар.

Многие руководители образовательных учреждений стремятся сэкономить на проектировании ДО, вменяя сотрудникам новые обязанности по подготовке материалов по ДО, разработке электронных учебников, дистанционных курсов, поясняя это необходимостью времени. Между тем известно, что абсолютно недостаточно психологического стимулирования деятельности через акцентирование общественной значимости их работы. Необходимо создать такие условия, когда профессорско-преподавательский состав осознал бы, что качественная работа – благо для него, точно так же, как промышленность пришла к заключению, что качество – благо для каждого работника, и качество в последующем платит само за себя.

В процессе внедрения ДО в учебный процесс образовательному учреждению необходимо решить ряд проблем, в числе которых находится проблема мотивации сотрудников образовательного учреждения к дистанционному преподаванию. Поэтому многих руководителей учреждений сегодня интересует вопрос: как адекватно оплачивать деятельность участников процесса организации ДО и как распределять поступившие за ДО суммы от учащихся, предусматривая все расходы как на техническую сторону процесса ДО, так и на педагогическую?

Несомненно, каждый педагог и администратор в условиях рынка должен быть знаком с экономикой образования в части организации и оплаты труда, финансирования затрат на образование, методами оценки социально-экономической эффективности образования. Поэтому экономическая оценка ДО, наряду с педагогической, должна проводиться как при проектировании системы ДО, так и при реализации образовательного процесса.

При разработке экономической системы оплаты труда дистанционного педагога следует учитывать, что ДО – процесс значительно более трудоемкий и многоаспектный, чем очное обучение, в котором существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, учреждений СПО, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 учащимися дистанционно – совсем другое дело. Здесь потребуется больше времени хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру, а не проговаривается устно. Подготовка и проведение онлайн-мероприятий (вебинаров, консультаций онлайн, виртуальных миров и т. д.) также требуют много времени и не удобны для частого применения, поскольку ДО обычно выбирают те учащиеся, кто не может быть привязан к учебному процессу в силу занятости. Следовательно, все консультации, дискуссии, ответы на вопросы при переписке в ДО растягиваются на часы и дни, в то время как при очном общении могут занимать минуты. То же самое и с комментированием преподавателем выполненных обучающимися заданий по e-mail, в чате или через форум – все это требует значительно больших временны́х затрат по сравнению с очным обучением.

При организации и внедрении ДО в образовательный процесс необходимо построить систему ДО, которая отражала бы основные виды взаимодействия участников подготовки и реализации ДО в образовательном учреждении (дополнения к должностным инструкциям, внутренние нормативы ДО), составной частью которой и является экономический механизм ДО.

Образовательные услуги не материальны и не осязаемы до момента их приобретения. Для создания экономического механизма необходимо формализовать наиболее значимые параметры. В системе образования такими параметрами служат учебные и календарно-тематические планы, программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуг, сами образовательные услуги (например, в виде дистанционных курсов), различного рода сертификаты, лицензии, дипломы по окончании курса обучения

Последнее изменение: Wednesday, 9 January 2019, 19:43