Разработка учебного материала дистанционного курса

Этап разработки учебного материала не случайно стоит после определения содержания и форм контроля знаний. Автору курса необходимо сначала представить себе содержание и формы контроля по модулям курса, а уже потом разработать теорию.

В таком порядке это делать значительно удобнее, чем сначала создать дистанционный курс, а потом придумывать формы дистанционного контроля.

Количество модулей зависит от объема курса. В модуль объединяются темы для изучения, близкие по содержанию. По итогам изучения модуля удобно организовывать контроль. Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы:

      • учебные цели;

      • содержание;

      • график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;
      • список литературы;

      • текст с рисунками, таблицами, графиками, фотография-ми, мультимедийными вставками с анимацией и видео;

      • практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;

      • виртуальные (или с удаленным доступом) лаборатории и тренажеры;

      • задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося;

      • задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем;

      • дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т. д.);

      • глоссарии, указатели и т. п.


Это наиболее полный список элементов модуля. Конечно, структура модуля зависит от специфики дисциплины. На практике один модуль содержит примерно половину от этого списка элементов.

При реализации данного этапа разработчику дистанционного курса важно тщательно отбирать содержание, перерабатывать его в удобный для восприятия обучающимся вид, подбирать наглядный материал. Начинающим разработчикам важны консультации профессионалов в области ДО.

Логика построения дистанционного курса во многом зависит от той аудитории, для которой он создается. Курс для взрослой аудитории (для старшекурсников, повышение квалификации для специалистов), которая уже имеет первоначальную мотивацию от преподавателя или в виде поручения от руководства, должен быть краток по сути, иметь много дополнительных материалов (законодательные нормы, описание существующих практик), нацелен на формирование практических навыков. Для учеников школ и студентов младших курсов важно выстроить курс с более жесткими сроками и формами контроля, рубежными тестами, меньшим количеством теоретического материала, флеш-роликами с динамичными схемами и тренажерами.

Организация дистанционного курса – это работа команды. При разработке курса ДО руководителю команды необходимо скоординировать работу между такими сотрудниками, как:

– автор дистанционного курса (дает подробное описание теоретического и практического материала курса разработчику дистанционного курса);

 – разработчик дистанционного курса (представляет материал в наиболее выигрышном виде для понимания обучаемого, получает согласие автора курса и пишет техническое задание для программиста);

–  программист (публикует содержание курса на сайте или в системе дистанционного обучения, руководствуясь пожеланиями автора и разработчика, т. е. выполняет только техническую работу).

Возможен вариант, когда роль автора и разработчика совмещает в себе один человек.

Разработка дистанционного курса заканчивается его апробацией. При проведении курса могут быть задействованы следующие сотрудники:

– дистанционный преподаватель (непосредственное проведение занятий с обучающимися);

– менеджер дистанционного курса (прием заявок, оформление документации, формирование групп, решение организационных вопросов, выполнение заданий в срок, график пересдач заданий и т. д.);

– системный администратор (работа локальной сети и обеспечение доступа к сети Интернет, установка необходимых программ, антивирусная защита, безопасность информации и т. д.).

На рис. 1 представлено взаимодействие участников процесса подготовки дистанционного курса.


Структура дистанционного курса зависит от его цели и содержания и может состоять из набора необходимых частей. Основные структурные модули курса:

1) вводный организационный модуль (краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к аппаратному и программному обеспечению);

2) административный модуль (доска объявлений, регистрация, распределение по группам, расписание основных мероприятий, тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности);

3) представительский модуль (автор курса, преподаватель курса, обучающиеся, координатор курса, системный администратор);

4) учебный модуль (теоретические материалы);

5) модуль интерактивного взаимодействия (форумы, чат, твиттер, e-mail, блоги, вики-вики, видео-, телеконференции);

6) модуль контроля (контрольные, практические работы, веб-квесты, тесты);

7) библиотека  и  медиатека  (мультимедийные  материалы к занятиям, энциклопедии, словари, глоссарии, ссылки на литера-туру, интернет-источники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей);

8) модуль рефлексии (входное и выходное анкетирование учащихся, рефлексия по каждому модулю).


Качество разработки дистанционных курсов – это профессиональная ответственность каждого автора-разработчика за свой курс. Сегодня в педагогике наметилось несколько новых тенденций в подготовке дистанционного курса.

1. В ходе обучения на дистанционном курсе обучающийся должен не только знать, понимать, применять, но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.

2. На этапе проектирования курса автору важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания, которые будут развивать именно эти умения.

3. После подготовки заданий автору курса необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий). Материал теории для курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью.

4. Важно ориентировать учащегося на получение результата –  образовательного  продукта,  который  в  итоге  оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по курсу.

Логика построения дистанционного курса начинается с определения перечня умений, которые сформируются у обучающегося по итогам. Далее преподаватель формулирует компетенции по каждому умению. Следующий этап – составление заданий, которые будут нацелены именно на отработку выше сформулированных компетенций. И только после разработки заданий преподавателю необходимо подобрать краткий теоретический материал, который необходим для выполнения каждого задания. 

Причем следует понимать, что в теорию курса продуктивнее включать максимум наглядности (видеоролики, схемы, таблицы, рисунки, которые могут быть размещены как на сайте курса, так и в различных средах – сетевых сообществах, электронных библиотеках, тематических сайтах и т. д.), а не только текстовые лекции.

Рассмотрим пример построения дистанционного курса по теме «Методика обучения написанию сочинений». Преподава-тель начинает работу над курсом с ответа на вопрос «Что должен уметь обучающийся?» (табл. 3).


Таблица 3


Таким образом, ориентация учащегося не на получение суммы знаний по предмету, а на реальный результат в виде выходного образовательного продукта позволит сделать обучение на курсе более осмысленным и повысит качество образовательного процесса.


Последнее изменение: Wednesday, 9 January 2019, 20:31