Положение о дистанционном обучении в образовательной организации (Образец)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________
«____»_______20__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В_______________________________________
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении _________________ (далее – Колледж) при реализации основных и дополнительных образовательных программ.
1.2. Применение настоящего Положения обязательно для всех структурных подразделений Колледжа, реализующих образовательные программы или их части с применением электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ).
1.3. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
–
–
2. Основные термины и определения, принятые сокращения
2.1. Сокращения, используемые в настоящем Положении: ЭО – электронное обучение; ДОТ – дистанционные образовательные технологии;
ЭИОС – электронная информационно-образовательная среда; СДО – система дистанционного обучения; ЭОР – электронный образовательный ресурс; ЭИР – электронные информационные ресурсы;
ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ОП – образовательная программа; ДО – дистанционное обучение;
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.
2.2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении:
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением ин-формационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОР) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимисяобразовательных программ в полном объеме, независимо от их места нахождения.
Система дистанционного обучения (СДО) – программный комплекс, предназначенный для разработки электронных курсов и организации дистанционного обучения.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и соответствующих учебных планов и являющиеся составляющими электронных учебно-методических комлексов (ЭУМК), размещенных в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Электронные информационные ресурсы (ЭИР) – весь объем информации, размещенный в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – совокупность электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом по конкретной дисциплине (учебному курсу), удовлетворяющая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов при реализации электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение (ДО) – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).
Информационно-коммуникационные технологии – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
3. Цели и задачи
3.1. Целью внедрения ЭО и ДОТ в Колледже является обеспечение доступности к образованию для нуждающихся в ДО категорий граждан (лица с ОВЗ) и увеличение конкурентоспособности образовательных услуг.
3.2. Задачи Колледжа, решаемые путем внедрения ЭО и ДОТ:
- обеспечение возможности освоения образовательных программ в полном объеме или в большей части программы независимо от места нахождения обучающегося, расширение географии предоставления образовательных услуг;
- повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет использования новых методов и форм организации образовательного процесса, обеспечения его вариативности и построения индивидуальных траекторий обучения
- обеспечение возможности получения образования инвалидам и лицам с ОВЗ.
4. Регламент применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
4.1. ЭО с применением ДОТ может быть реализовано в Колледже во всех предусмотренных законодательством Российской Феде-рации формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении различных видов учебных занятий, практик, организации самостоятельной работы обучаемых, индивидуальных и групповых консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4.2. Образовательные программы, за исключением обозначенных в Приказе Минобрнауки РФ от 20 января 2014 г. № 22, могут быть реализованы в формате ЭО с применением ДОТ в любом соотношении количества очных и дистанционных часов.
4.3. Образовательныепрограммы,входящиевсоответствии Приказом Минобрнауки РФ от 20 января 2014 г. № 22 в список профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым не допускается обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривают обязательное наличие очных часов обучения.
4.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Колледжа независимо от места нахождения обучающихся.
4.5. При реализации образовательной программы с применением ЭО и ДОТ каждому обучающемуся обеспечивается доступ к ЭОР программному обеспечению СДО через сеть Интернет в объеме, необходимом для освоения соответствующей ОП.
4.6. Учебный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляется в соответствии со следующими документами:
4.6.1. Учебный план – документ, определяющий перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и видов практики, последовательность их изучения и объем отводимого на это времени. Составляется методической службой Колледжа, согласуется с председателями ПЦК и заместителем директора по учебной и научно-методической работе. Утверждается директором Колледжа (Приложение №).
4.6.2. Учебно-тематический план – документ, распределяющий объем отводимого времени на изучение дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля по отдельным темам, а также определяющий виды занятий по каждой теме. Составляется преподавателем, согласуется с председателем ПЦК и утверждается заместителем директора по УиНМР(Приложение №).
4.6.3. Календарный график – документ, определяющий последовательность и чередование теоретического обучения, практического обучения, промежуточной аттестации, итоговой аттестации. Составляется методической службой Колледжа и утверждается заместителем директора по УиНМР (Приложение №).
4.6.4. Расписание учебных занятий и промежуточных аттестаций – документ, содержащий сведения о дате, времени и месте проведения занятий или аттестации. Составляется диспетчером и утверждается заместителем директора по УиНМР.
4.6.5. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения, кото-раяопределяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося. Составляется методической службой Колледжа и утверждается заместителем директора по УиНМР.
4.7. Перечень образовательных программ, реализуемых полностью или частично с применением ЭО и ДОТ, утверждается приказом директора Колледжа.
4.8. Объем аудиторной нагрузки преподавателя и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ, определяется на основе учебно-тематического плана.
4.9. Зачисление и отчисление обучающихся на образовательные программы, при реализации которых применяются ЭО и ДОТ, производится в соответствии с Уставом Колледжа и Правилами приема в Колледж. При зачислении на обучение по ОП с применением ЭО и ДОТ допускается подача необходимых документов в электронном виде в соответствии с Правилами приема в Колледж, размещенными на официальном сайте Колледжа.
4.10. При реализации ОП с применением ЭО и ДОТ каждому обучающемуся обеспечивается доступ к ЭИОС Колледжа в объеме, необходимом для освоения образовательной программы, независимо от места нахождения обучающихся.
4.11. Обучающиеся, зачисленные на обучение по адаптированным образовательным программам, обеспечиваются на весь период обучения необходимым оборудованием и доступом к сети Интернет.
4.12. Учебный процесс с использованием ЭО и ДОТ может предусматривать следующие виды занятий:
- самостоятельная работа обучающегося (слушателя), включающая работу (офлайн и онлайн) с содержимым ЭУМК, в том числе с ЭОР, работа с www-ресурсами, выполнение индивидуальных домашних заданий, практических работ, курсовых проектов, курсовых работ;
- теоретические занятия (офлайн и онлайн), в том числе лекции в режиме вебинара и видеоконференции;
- практические и лабораторные занятия (офлайн и онлайн), в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум, работа в режиме удаленного доступа к рабочему столу, работа с облачными сервисами, групповая работа;
- индивидуальные и групповые консультации (офлайн и онлайн);
- контроль знаний (тестирование, защита проекта, круглый стол, семинар и т. д.) (онлайн и офлайн).
4.13. При организации производственной (профессиональной) практики обучающихся по специальностям и профессиям, по которым допускаетсяобучение сприменениемисключительноЭО и ДОТ, предусматриваются консультации руководителя практики с обучающимися в индивидуальной или групповой форме, а также при необходимости и наличии технической возможности осуществление наблюдения за прохождением производственной (профессиональной) практики непосредственно на рабочем месте.
4.14. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляются в соответствии с учебным планом и могут проходить дистанционно для обучающихся специальностей и профессий, по которым допускается обучение с применением исключительно ЭО и ДОТ. При этом создается электронный архив работ текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Учебно-методическое обеспечение для реализации ЭО с применением ДОТ может формироваться с помощью следующих ресурсов:
5.1.1. Образовательные порталы.
5.1.2. Собственные информационные ресурсы Колледжа. Библиотеки (традиционные и/или электронные, в том числе медиа-, видео-, аудиотеки).
5.1.3. Иные интернет-ресурсы (сайты, справочные системы, электронные словари, поисковые системы и т. п.).
5.1.4. Базы данных.
5.2. Комплект документации, разрабатываемый преподавателем по дисциплине, преподаваемой в рамках ЭО с применением ДОТ, должен дополнительно включать учебно-тематический план дисциплины или профессионального модуля.
5.3. По каждой дисциплине, преподаваемой в формате ЭО с применением ДОТ, разрабатывается ЭУМК в соответствии с ФГОС, учебными планами, требованиями к структуре и оформлению электронного учебно-методического комплекса, который размещается в СДО Колледжа.
5.4. Все ЭУМК, используемые в учебном процессе с применением ЭО или ДОТ, проходят обязательную экспертизу в установленном порядке в соответствии с регламентом проведения внутренней экспертизы электронного учебно-методического комплекса.
6. Осуществление хранения и отчета при ЭО с применением ДОТ
6.1. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ ведется индивидуальный учет деятельности преподавателя и обучающихся, а также результатов обучения осуществляется их хранение и внутренний документооборот на бумажных носителях и в электронно-цифровой форме.
6.2. Теоретический материал, практические задания и материал для проведения всех видов контроля размещаются в СДО и хранятся в архиве в течение 5 лет после окончания курса.
6.3. При проведении вебинаров в рамках учебных занятий ведется видеозапись, ссылка на которую затем размещается в СДО на странице соответствующего курса.
6.4. Обсуждения и работа в рамках учебных занятий на форумах, в чатах и блогах сохраняется в виде архива, скринов или стенограммы и хранится вместе с материалами курса в течение 5 лет после его окончания.
6.5. Работыобучающихся,выполненныеврамкахтекущей ее промежуточной аттестации, хранятся в электронном виде в СДО в течение 2 лет после окончания обучения. Курсовые работы (проекты), отчеты по всем видам практики и выпускные квалификационные работы хранятся на бумажном носителе в течение 5 лет после окончания обучения.
6.6. Результаты текущего контроля знаний и прохождения всех видов практики заносятся в журнал теоретического обучения, который хранится в течение 5 лет после окончания обучения.
6.7. Результаты промежуточной аттестации и защиты всех видов практики заносятся в ведомости и хранятся в течение 5 лет после окончания обучения.
6.8. Допустимыми форматами для хранения файлов являются: doc, docx, rtf, txt, ppt, pptx, xls, xlsx,avi, mov, jpeg, flv, mpg, mp3.
7. Кадровое обеспечение
7.1. Образовательный процесс с использованием ДОТ осуществляется:
7.1.1. Педагогическими работниками Колледжа или сторонних организаций, осуществляющими свою деятельность на контрактной основе, прошедшие курсы повышения квалификации по тематике ЭО и ДОТ (преподаватели дистанционного обучения), которые создают и актуализируют ЭОР, размещают их в ЭИОС, осуществляют в СДО опосредованные взаимодействия и проводят различные виды учебных занятий с обучающимися независимо от места их нахождения.
7.1.2. Административно-управленческим и учебно-вспомогательным персоналом Колледжа, осуществляющим учебно-методическое и организационно-техническое обеспечение учебного процесса.
7.2. К педагогическим работникам, реализующим образовательные программы с применением ЭО и ДОТ (преподаватели дистанционного обучения), предъявляются дополнительные требования в части должностных обязанностей, знаний и квалификации.
7.3. Нормирование и оплата труда всех участников образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ регулируются действующими внутренними нормативными актами Колледжа.
8. Организационное, методическое и техническое обеспечение
8.1. Учебный процесс с применением ЭО и ДОТ организуется и контролируется заместителем директора по учебной и научно-методической работе.
8.2. Техническую поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет отдел информационных и коммуникационных технологий Колледжа.
8.3. Методическую и организационную поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет методическая служба Колледжа.
8.4. Цели, задачи и функции методической службы и отдела информационных и коммуникационных технологий регламентированы соответствующими внутренними нормативными актами Колледжа.
8.5. Для реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ в Колледже функционирует ЭИОС.
8.6. Элементами ЭИОС Колледжа являются:
официальный сайт Колледжа (http://...;
сайт дистанционного обучения Колледжа (http:// ) с размещенной на нем СДО «__________»;
платформа для проведения вебинаров ___________ (https://).
8.7. ЭИОС Колледжа включает в себя:
- инструменты и функции по разработке, хранению и систематизации ЭИР и ЭОР;
- сервис для предоставления доступа обучающихся и сотрудников к ЭИР и ЭОР независимо от места их нахождения;
- сервис для осуществления коммуникаций участников учебного процесса (офлайн и онлайн) с применением ЭО и ДОТ;
- инструменты для реализации индивидуальной траектории обучающегося.
9. Заключительные положения
9.1. Все конфликтные ситуации, возникающие при реализации ОП с применением ЭО и ДОТ, разрешаются путем переговоров, и в случае невозможности этого – установленными законодательством РФ способами.
9.2. Пересмотр данного Порядка осуществляется в случаях: изменения законодательных и нормативных актов, изменения задач и функций подразделений, изменения взаимосвязей между структурными подразделениями Колледжа.
9.3. По мере необходимости к данному Порядку разрабатываются регламенты отдельных видов работ и другие нормативные акты по организации ЭО и использованию